Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
|
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Историко-материалистическое понимание
общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление
культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической
жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты
философского миро уяснения.
Культура как
философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и
духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах,
не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку
справиться с практическими и теоретическими задачами современности.Философия
культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Термин "культура” переводится с латинского языка как "возделывание”, "уход”,
"обработка”, "почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как
основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна
по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже
многолика. Однако культура - это не только живая деятельность человека, но и ее
предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура
- это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает,
уступая дорогу новым культурным явлениям
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение
начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и
духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания,
человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они
формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений
человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок
начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего
человека, только приобщаясь к культуре. Культура - не пассивное хранение
материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а
активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни
Культура как явление общественной жизни
является объектом изучения
для многих наук. Ее исследуют
история и эстетика, психология и
социология, археология, этнография.
Философия также изучает культуру,
но не ее
единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное
и многомерное явление
общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что
такое культура,какое место она
занимает в историческом процессе и какую роль
играет в социализации человека.
Философию интересуют самые
общие проблемы, касающиеся
сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма
многозначен. В специальной
и художественной литературе
можно встретить многие десятки его толкований. Так, в
обыденной жизни под культурой
обычно понимается уровень
образованности и воспитанности
человека, в отличие от
невежества и невоспитанности. Для эстетики культура
— это многочисленные произведения
профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни
широко применяются такие понятия, как
«культура мышления», «культура
речи», «политическая культура»,
«культура производства» и др.
Универсальность,
многоплановость культуры выражается в том, что, будучи единой по своей
сущности, она проявляется и функционирует в обществе в самых различных
модификациях. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной
культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда,
вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры
охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку.
Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком
природой.
К духовной
культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и
быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское
обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе,
владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и
духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной
культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме:
книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет
и сотрудничает с современным поколением и является культурой. Духовная
культура, включает
совокупные знания и методы
познания, формы мышления.
Сюда относятся также
и общественное сознание, система
образования и воспитания человека, язык, право и др
Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на
стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический
синтез. К ним
можно отнести политическую культуру как единство политического
сознания и политической деятельности.
Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый
из которых несет в себе один или же много
художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах,
картинах, скульптурах.
Впервые термин философия культуры был
применен римским оратором и
философом Цицероном.
Под культурой он понимал позитивное
воздействие философии на ум
человека. По его мнению,
философия есть «культура
ума», тонкий инструмент
для познания мира и человека в нем. В средние века культура
ассоциировалась прежде всего с личным
совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание,
его служение Богу и
самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало
пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу.
Культурным считался универсально
развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер,
Д.Дидро и др.) смотрели на культуру
как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому
состоянию народов, их дикости. Культура
измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось
сделать всех людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и
пессимистическая трактовка культуры,
критика ее негативных сторон и противопоставление культуры
природе.
Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо,
считавший, что культура является источником несправедливости и
зла в обществе.
По его мнению,
она разрушает нравственность
людей и не делает их более богатыми
и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут
не от природы,
а от достижений культуры. Он
делал категоричный вывод
о том, что
человеческие души развращались
по мере того, как совершенствовались науки
и искусства, и поэтому
образованные нации (например,
Египет, Греция) легче
всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал
жить в
согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на
лоне природы и в соответствии с ее требованиями.
В
немецкой классической философии
культура воспринималась как
сфера духовной свободы человека.
Эта философия решительно
разделила весь окружающий мир на
мир природы и мир культуры. Подчеркивалось,
что культура— это мир идей и
вещей, созданный в ходе человеческой
деятельности. Рост культуры рассматривался как один из
законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в
творчестве И.Гердера. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа,
язык. Каждый народ создает
свою собственную самобытную
культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.
В
классической марксистской философии
XIX в. понятие
культуры стало
употребляться для характеристики творческих
сил человека и
совокупных результатов его деятельности. В
марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным
способом материального производства, характером общественно-экономической формации
и исторической эпохи.
В марксизме исследовались различные
проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.
Разнообразные трактовки понятия культуры
появились в философии
на рубеже XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики
культуры до предела и рассматривал ее
лишь как средство для подавления и порабощения человека
с помощью правовых
и иных норм, предписаний и
запретов. По мнению
философа, это необходимо, поскольку человек есть существо
природное и властолюбивое, анти культурное. Только сверхчеловек
(сильная личность) сможет
разорвать сковывающие его путы
культуры и силой
своей энергии и
влечений стать свободным и независимым. О.Шпенглер в своей теории «локальных
культур» отрицал прогресс
в истории культуры и наличие в
ней органического единства
разных культур. Шиенглер был убежден
в том, что единой
общечеловеческой культуры не
существует. Он выделял
и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую,
византийско-арабскую,
западноевропейскую, культуру народов майя
и русско-сибирскую. Все
они рассматривались им
как существующие независимо друг
от друга и самостоятельно.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного
и неустранимого противоречия
между человеком и культурой. Культура
враждебна человеку, поскольку
она ограничивает свободу его
действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью
норм и запретов.
Фрейд был убежден, что современный человек является в
большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками,
и эта тенденция в итоге погубит
все человечество. В XX в. имелись и иные представления о
культуре. Так, в некоторых учениях культура сводилась прежде всего к достижениям
науки и
техники, которые якобы
способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. В русской философии понятие
культуры традиционно имело
прежде всего высокое нравственное
наполнение. В этом проявился дух
православия с его идеями добра, милосердия и
справедливости, солидарности между
всеми людьми и народами
В русской философии подчеркивалась самобытность
отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции,
формы экономической жизниКак видим, в истории философии выделялись и изучались различные
стороны
«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал
русский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура
есть лишь то,
что отвечает высоким гуманным
критериям и служит
интересам общественного
прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно.
Вряд
ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае
Гитлера и Сталина мы
бы причислили к
числу самых культурных
людей в истории человечества. Подобные
явления указывают на
наличие в обществе
так называемой анти культуры Без приобщения к культуре (к науке и
искусству, к традициям общества) нет и
не может быть воспитанного человека.
Культурный человек, с
точки зрения философии, — это
человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Очень
часто в философии
наряду с культурой
употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия
применяются в одинаковом смысле Это неверно, хотя эти понятия в
чем-то и
близки. Каждой
цивилизации свойственна своя
специфическая культура Каждый шаг в развитии цивилизации
означает одновременно и шаг по
пути развития культуры (как
и ее антиподов
тоже). Но и
наоборот, развитие культуры
постепенно создает предпосылки для
перехода общества на
более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, В XX в. В
связи с бурным развитием научно-технической
революции. Однако не
следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и
прогресс в развитии культуры. На
несоответствие между цивилизацией и культурой
указал, как мы уже отмечали
выше, еще Ж.Ж.Руссо.
XX
в. показывает, что
при определенных условиях культура
может распадаться, деградировать
и даже погибать, теряя свои
лучшие достижения. Это происходит в
войнах, которые разрушают
материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и народами. Этому отчасти способствует и политическая
борьба, раскалывающая иногда
нацию
Давно замечено:
культурные ценности являются основой социального и экономического развития
народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения
человека. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой
потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации. Сегодня без
преувеличения культуру можно рассматривать как главный источник гуманизации
человеческой истории. Культура любого народа определяет его духовную
уникальность, творческие силы и способности. Очевидным является тот факт, что
культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и
взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и
международных конфликтов XX столетия. Современное
состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных
проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в
результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее
потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в
социо-культурном процессе, усугубляющей ситуацию "смыслоутраты" в
культуре. В современном мире культурное пространство
человека в основном формируют различные средства массовой информации.
Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного
человека посещение театров, библиотек, музеев. Понятие
культуры трактуется каждым по-своему. Неизменно, пожалуй, понятие культурного
человека. В свое время культура человека предопределялась его образованностью,
и соответственно, мировоззрением. Однако в наше время необразованность является
исключением. Читать и писать умеют все. Это несколько усложняет трактовку
культуры человека, поскольку культура общества из высокой стала массовой. По всей
видимости, она прочно укрепилась в современном обществе
Очевидно, что
если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный
потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный
ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже
разрушительны для личности и общества.
|
Категория: ФИЛОСОФИЯ | Добавил: Olga (12.07.2011)
|
Просмотров: 1793
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|