ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ - ФИЛОСОФИЯ - Каталог статей - КОПИЛКА ЗНАНИЙ
КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Воскресенье, 11.12.2016, 09:02



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
ФИЛОСОФИЯ [19]
ИСТОРИЯ - СРЕДНИЕ ВЕКА [14]
АРХЕОЛОГИЯ [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского миро уяснения.

Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.
Термин "культура” переводится с латинского языка как "возделывание”, "уход”, "обработка”, "почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура - это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура - это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Культура - не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни

Культура как явление  общественной  жизни  является  объектом  изучения  для многих наук. Ее исследуют  история  и  эстетика, психология  и  социология, археология, этнография.
Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том,  что  такое  культура,какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет  в социализации  человека.   Философию   интересуют   самые   общие   проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин  «культура»  весьма  многозначен.  В  специальной  и   художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так,  в  обыденной жизни   под   культурой   обычно   понимается   уровень   образованности   и воспитанности человека, в  отличие  от  невежества  и  невоспитанности.  Для
эстетики  культура    это  многочисленные  произведения   профессионального искусства и народного творчества. В общественной  жизни  широко  применяются  такие понятия,  как  «культура  мышления»,  «культура  речи»,  «политическая культура», «культура производства» и др.
Универсальность, многоплановость культуры выражается в том, что, будучи единой по своей сущности, она проявляется и функционирует в обществе в самых различных модификациях. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой.
Духовная  культура, включает  совокупные  знания  и методы  познания,  формы  мышления.  Сюда  относятся  также  и  общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др
Есть
и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух  пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез.  К  ним  можно  отнести политическую культуру как единство  политического  сознания  и  политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений  искусства, каждый из которых несет в себе один или  же  много  художественных  образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Впервые термин философия культуры был применен римским  оратором  и  философом  Цицероном.

Под культурой он понимал позитивное воздействие философии  на  ум  человека. По  его  мнению,  философия  есть  «культура  ума»,  тонкий  инструмент  для познания мира и человека в нем. В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным  совершенством человека. Культура — это богоподобие человека,  самопознание,  его  служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой  стало  пониматься  соответствие  человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально  развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели  на  культуру  как на    воплощение    разумного.    Соответственно,     культурность  нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости.  Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью  считалось  сделать  всех людей счастливыми.

В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка  культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление  культуры  природе. 

Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура  является  источником несправедливости  и  зла  в  обществе.  По   его   мнению,   она   разрушает нравственность людей и не делает их  более  богатыми  и  счастливыми.  Руссо считал, что все пороки в человеке  идут  не  от  природы,  а  от  достижений культуры.  Он  делал  категоричный  вывод  о  том,  что  человеческие   души развращались по мере того,  как  совершенствовались  науки  и  искусства,  и поэтому  образованные  нации  (например,   Египет,   Греция)   легче   всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить  в  согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять  на  лоне природы и в соответствии с ее требованиями.

В  немецкой  классической  философии  культура  воспринималась   как   сфера духовной  свободы  человека.  Эта  философия   решительно   разделила   весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось,  что  культура— это мир идей и вещей, созданный в  ходе  человеческой  деятельности.  Рост
культуры рассматривался как один из законов истории общества.  Такой  подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению  философа,  язык.  Каждый народ  создает  свою  собственную  самобытную  культуру,  которая  выполняет цивилизующую функцию.
В  классической  марксистской  философии  XIX  в.  понятие  культуры   стало употребляться  для  характеристики  творческих  сил  человека  и  совокупных результатов   его   деятельности.   В    марксизме    подчеркивалась    идея обусловленности культуры  конкретным  способом  материального  производства, характером  общественно-экономической   формации   и   исторической   эпохи.

В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились  в  философии  на  рубеже XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее  лишь как средство для подавления и порабощения  человека  с  помощью  правовых  и иных норм, предписаний и  запретов.  По  мнению  философа,  это  необходимо, поскольку человек есть существо природное и  властолюбивое,  анти культурное. Только сверхчеловек (сильная  личность)  сможет  разорвать  сковывающие  его путы  культуры  и  силой  своей  энергии  и  влечений  стать свободным   и независимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур»  отрицал  прогресс  в  истории культуры и наличие в ней  органического  единства  разных  культур.  Шиенглер был  убежден  в том, что единой  общечеловеческой  культуры  не  существует.  Он  выделял  и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую,  китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую,  западноевропейскую,  культуру  народов майя  и  русско-сибирскую.  Все  они  рассматривались  им  как  существующие независимо друг от друга и  самостоятельно.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил  из  идеи  вечного  и  неустранимого противоречия между человеком и культурой.  Культура враждебна  человеку,  поскольку  она  ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом  подавления человека с  помощью  норм  и  запретов.  Фрейд  был  убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными  предками,  и  эта тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях культура сводилась прежде всего к  достижениям  науки и  техники,  которые  якобы   способны   обеспечить   стремительный   прорыв человечества в блестящее будущее. В русской философии  понятие  культуры  традиционно  имело  прежде  всего высокое нравственное наполнение. В этом  проявился  дух  православия  с  его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между  всеми  людьми и народами
В русской философии  подчеркивалась  самобытность  отечественной  культуры  во всех ее проявлениях — образ жизни и  традиции,  формы  экономической  жизни
Как видим, в истории философии выделялись и изучались  различные  стороны
 «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» —  спрашивал  русский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что  культура  есть  лишь  то,  что отвечает  высоким  гуманным  критериям  и  служит  интересам   общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что  нравственно. 
Вряд  ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера  и Сталина  мы  бы  причислили  к  числу  самых  культурных  людей  в   истории человечества.  Подобные  явления  указывают  на  наличие  в   обществе   так называемой анти культуры Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет  и не может быть воспитанного человека.  Культурный  человек,  с  точки  зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Очень  часто  в  философии  наряду  с  культурой  употребляется  и   понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в  одинаковом  смысле
Это неверно, хотя эти понятия в чем-то  и  близки.  Каждой  цивилизации  свойственна  своя  специфическая  культура Каждый шаг в развитии  цивилизации  означает  одновременно  и  шаг  по  пути развития культуры (как  и  ее  антиподов  тоже).  Но  и  наоборот,  развитие культуры постепенно создает  предпосылки  для  перехода  общества  на  более высокую ступень в своем развитии, как это случилось,   В  XX  в.  В связи с бурным развитием научно-технической  революции.  Однако  не  следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс  в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой  указал, как мы  уже  отмечали  выше,  еще  Ж.Ж.Руссо.  XX  в.  показывает,  что  при определенных условиях культура  может  распадаться,  деградировать  и  даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это  происходит  в  войнах,  которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами  и народами. Этому отчасти способствует и  политическая  борьба,  раскалывающая иногда нацию
Давно замечено: культурные ценности являются основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации.
Сегодня без преувеличения культуру можно рассматривать как главный источник гуманизации человеческой истории. Культура любого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Очевидным является тот факт, что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XX столетия. Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социо-культурном процессе, усугубляющей ситуацию "смыслоутраты" в культуре. В современном мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. Понятие культуры трактуется каждым по-своему. Неизменно, пожалуй, понятие культурного человека. В свое время культура человека предопределялась его образованностью, и соответственно, мировоззрением. Однако в наше время необразованность является исключением. Читать и писать умеют все. Это несколько усложняет трактовку культуры человека, поскольку культура общества из высокой стала массовой. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе
Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества.
Категория: ФИЛОСОФИЯ | Добавил: Olga (12.07.2011)
Просмотров: 830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мини-чат
    200

    Copyright MyCorp © 2016      Сделать бесплатный сайт с uCoz