Афинянин
(469-399 д.н.э.), отец каменотес, мать повитуха. Имел сварливую жену. Участ. в
войне между Афиной и Спартой. За выступления против демократического строя был
привлечен к суду и отравился. Вел "беседы" в местах общественных собраний, на улицах. Сам ничего не писал. О его
учении известно по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона, Аристофана,
Аристотеля. Для С. характерна логичность, ирония, изобличение сбивчивости
понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса обсуждения. Разработка идеалистической
морали сост. основное ядро фил. интересов С. Выступал против Софистов (с
пом. логики платно учили побеждать в спорах). Ф-фия по Сократу - учение о том, как следует жить. Важная задача
ф-фии – постижение природы ч-ка. Выступает против натурфилософии. Невысоко
оценивает познавательное значение органов чувств, цель кот.: глаз - видеть, ушей - слушать и т.п. Равным образом боги
посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь для отдыха людей, свет луны и
звезд помог. определению времени. Боги заботятся, чтобы земля производила
пищу, для чего введены времена года и т.д. Гл. задача познания -
познание самого себя (самопознание). Знание это обнаружение общего для
целого ряда вещей, т.о. знание есть понятие о предмете. Должна сущ. единая
общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть
безусловное высшее благо - это добродетель, она отождествляется со знанием. (Нет
человека, который, зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив
делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание).
Т.о. суть
добродетели, познание того, что есть "нравственное”.
Нравственность - знание того, что есть благо и полезное для ч-ка, что
помогает достичь блаженства и счастья. Разраб. «Учение о добродетели»,
где 3 важн. понятия: 1) Храбрость – знание того, как преодолеть свои страхи; 2)
Справедливость – знание как выпол. законы божеские и человеческие; 3)
Умеренность – знание как обуздать свои страсти. Все это человек приобретает путем познания и
самопознания. Добродетель, т. е. познание
того, что есть благо, могут достичь лишь "благородные
люди” (неработающие). Здесь С. выражает идеологию аристократии. Истина и
нравственность для Сократа - понятия совпадающие. Разраб. «сократический
метод» достижения истины. Основные его составные части: "ирония"
и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" -
по содержанию. Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих
своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" (при помощи
фил. беседы во время прогулок и наводящих вопросов он помогал собеседнику
прих. к истине). Осн. задача "сокр." метода - найти "всеобщее" в нравственности. Эта задача должна быть
разрешена при помощи "индукции"
и "определения", кот. дополняют др. др. "индукция"
- это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения;
"определение" - это установление родов и видов, их
соотношения. Причем, когда спрашивали его мнение по обсуждаемому вопросу, он
отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю». С. мир творение "божества”
великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы
получить указания богов относительно их воли. Делал жертвоприношение богам и
выполнял все религиозные обряды. Идеалистическая этика Сократа перерастает в
теологию (учение о целесообразности). Государственные
формы: монархия, тирания,
аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает
только аристократию , которую характеризует
как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Монархия, с
точки зрения С., тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а
не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением,
отсутствующим у тирании. Сократические школы: мегарская,
элидоэритрийская, киническая, киренская. Платон
(это кличка «широкоплечий) (427-347д.н.э.). Афинянин, противник афинской
демократии. Ученик Сократа, а также элейцев и пифагорейцев. В 387г. он основал
школу в Афинах. Изуч. вопр. этики. Основоположник объективного идеализма. Труды:
трактат "Государство”, диалоги "Пир”, "Теэтет”, "Федон”.
"Законы”. Философское учение П. – вопр. о бытии, мире и его происхождении,
душе и познании, обществе, разделении труда, воспитании, искусстве. Учение
о царстве идей. Мир чувственных вещей подлинен: чувственные вещи
возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного.
Подлинной сущностью вещей явл. бестелесные нечувственные формы (идеи или виды),
постигаемые умом. Существ. 1)идеи конкретных объектов (дерева, кошки…); 2) идеи
4-х стихий (земля, огонь, вода, воздух); 3) идеи св-в и отношений. Т.к.
чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены и небытием. Это
небытие есть материя (область
непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя
идеи и превращает их в чувств. вещи, разделенных пространством. Она телесна,
мертва, бесформенна, непознаваема, вечна. Область идей - пирамида,
на вершине кот. идея блага (иерархия идей: идея кошки→идея
четвероного…→идея блага - вершина). Она обуславливает познаваемость предметов
является верховной причиной бытия и его целью (телеология - учение о
целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от
пространства и времени. Царство идей – мир благих сущностей. Мир чувственных
вещей - относителен, ограничен в пространст. и времени. Идеи познаются путем интуиции,
независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во
мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между ними и подлинным
знанием занимают математические знания. Последними элементами всех вещей
являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Идея красоты и добра это одна из самых важных идей для Платона. Она
стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной
действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Бытие
само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же по
отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие
содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще,
неизменно и изменчиво. Чел. душа независима от тела
и бессмертна, состоит из 3 иерархических частей: 1)разумной, которая создается
самим творцом, 2)аффективной (воля и благородные желания) и 3)вожделеющей (влечение и чувственность),
которая создаётся низшими богами. Победа разумной части над страстями и
вожделениями возможна при соответствующем воспитании. До своего вселения в
оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с
телом душа все забывает, но в глубине эти знания остаются. Восприятия
материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Противоречия
есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство это делать -
есть искусство диалектики. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизиться к
совершенству, то необходимо гос-во и законы. Разраб. модель "идеального" гос-ва, создает проект-утопию. Гос-во основано на разделении
труда между разрядами своб. граждан. В учении о делении граждан на разряды П. руковод.
своей классиф. частей души. Разной части должен соотв разряд
правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый
разряд ограничен выполнением только своих обязанностей. Так же он считает, что трем
основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей: Мудрость добродетель правителей и
философов. Храбрость добродетель
воинов Умеренность – народа.
Четвертая справедливость не относится
к отдельным сословиям, но является "над
сословной”, некоей "державной”
добродетелью. Частная собственность и семья - подрывают общество: П.
разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов -
личной собственности, а также учение об общности жен и государственном
воспитании детей. Подразделяет
все гос-ва на 4 разновидности в порядке нарастания "корыстных интересов" в их строе: 1. Тимократия -
власть честолюбцев, спартанский образ жизни, по мнению П., еще сохранила черты "совершенного" строя, но здесь
заметно стремление к обогащению. 2. Олигархия - четкое разделение на
богатых (правящий класс) и бедных. 3.
Демократия – усиливает разобщенность бедных и богатых, возник. восстания,
борьба за власть. 4. Тирания -
нет свободы, живет по прихоти 1-го ч-ка – тирана. С позиции своего идеального
государства П. классиф. существующие гос. формы на 2 большие группы: 1.Приемлемые гос. формы 2.Регрессивные –
упадочные. 1-е место в группе приемлемых - это его "идеальное” гос-во. К упадочным относил тимократию (Спарта V и VI вв.). Ниже стояла олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю,
ростовщичество. Гл. предметом
раздражения П. явл. демократия, в
кот. он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в антич.
Гр. начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
П. считает искусство лишь подражание материальному миру, т. е.
неподлинному бытию. Т.о. искусство лишь подражание
подражанию. Понимая силу искусства, П. допускал существование его в идеальном
государстве. Но оно должно служить религии и укреплению могущества государства.
Платон выдвигает ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция
искусства и т. д.), которые способствовали дальнейшему развитию теории
искусства
|