КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Пятница, 03.05.2024, 17:05



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
ФИЛОСОФИЯ [19]
ИСТОРИЯ - СРЕДНИЕ ВЕКА [14]
АРХЕОЛОГИЯ [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

 Афинянин (469-399 д.н.э.), отец каменотес, мать повитуха. Имел сварливую жену. Участ. в войне между Афиной и Спартой. За выступления против демократического строя был привлечен к суду и отравился.  Вел "беседы" в местах общественных собраний, на улицах. Сам ничего не писал. О его учении известно по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля. Для С. характерна логичность, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса обсуждения. Разработка идеалистической морали сост. основное ядро фил. интересов С. Выступал против Софистов (с пом. логики платно учили побеждать в спорах). Ф-фия по Сократу - учение о том, как следует жить. Важная задача ф-фии – постижение природы ч-ка. Выступает против натурфилософии. Невысоко оценивает познавательное значение органов чувств, цель кот.: глаз - видеть, ушей - слушать и т.п. Равным об­разом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь для отдыха людей, свет луны и звезд помог. определению времени. Боги заботятся, чтобы земля произво­дила пищу, для чего введены времена года и т.д. Гл. задача познания - познание самого себя (самопознание). Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.о. знание есть понятие о предмете. Должна сущ. единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо - это добродетель,  она отождествляется со знанием. (Нет человека, который, зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание). Т.о. суть добродетели, познание того, что есть "нравственное”. Нравствен­ность - знание того, что есть благо и полезное для ч-ка, что помогает достичь блаженства и счастья. Разраб. «Учение о добродетели», где 3 важн. понятия: 1) Храбрость – знание того, как преодолеть свои страхи; 2) Справедливость – знание как выпол. законы божеские и человеческие; 3) Умеренность – знание как обуздать свои страсти. Все это человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетель, т. е. познание того, что есть благо, могут достичь лишь "благородные люди” (неработающие). Здесь С. выражает идеологию аристократии. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. Разраб. «сократический метод» достижения истины. Основные его составные части: "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию. Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" (при помощи фил. беседы во время прогулок и наводящих вопросов он помогал собеседнику прих. к истине).  Осн. задача "сокр." метода - найти "всеобщее" в нравственно­сти. Эта задача должна быть разрешена при помощи "индукции" и "определения", кот. дополняют др. др. "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения; "определение" - это установление родов и видов, их соотношения. Причем, когда спрашивали его мнение по обсуждаемому вопросу, он отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю». С. мир творение "божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относи­тельно их воли. Делал жертвоприношение богам и выполнял все религиозные обряды. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию (учение о целесообразности). Государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной он считает только аристократию , которую ха­рактеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. Монархия, с точки зрения С., тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обла­дает моральным значением, отсутствующим у тирании. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская. Платон (это кличка «широкоплечий) (427-347д.н.э.). Афинянин, противник афинской демократии. Ученик Сократа, а также элейцев и пифагорейцев. В 387г. он основал школу в Афинах. Изуч. вопр. этики. Основоположник объективного идеализма. Труды: трактат "Государство”, диалоги "Пир”, "Теэтет”, "Федон”. "Законы”. Философское учение П. – вопр. о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, разделении труда, воспитании, искусстве. Учение о царстве идей. Мир чувственных вещей подлинен: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей явл. бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. Существ. 1)идеи конкретных объектов (дерева, кошки…); 2) идеи 4-х стихий (земля, огонь, вода, воздух); 3) идеи св-в и отношений. Т.к. чувственные вещи преходящи, то они должны быть обусловлены и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращает их в чувств. вещи, разделенных пространством. Она телесна, мертва, бесформенна, непознаваема, вечна. Область идей -  пирамида, на вершине кот. идея блага (иерархия идей: идея кошки→идея четвероного…→идея блага - вершина). Она обуславливает познаваемость предметов является верховной причиной бытия и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от пространства и времени. Царство идей – мир благих сущностей. Мир чувственных вещей - относителен, ограничен в пространст. и времени. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между ними и подлинным знанием занимают математические знания. Последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Идея красоты и добра это одна из самых важных идей для Платона. Она стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Бытие само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же по отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Чел. душа независима от тела и бессмертна, состоит из 3 иерархических частей: 1)разумной, которая создается самим творцом, 2)аффективной (воля и благородные желания) и 3)вожделеющей (влечение и чувственность), которая создаётся низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа все забывает, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к мышлению. Искусство это делать - есть искусство диалектики. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимо гос-во и законы. Разраб. модель "идеального" гос-ва, создает проект-утопию. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб. граждан. В учении о делении граждан на разряды П. руковод. своей классиф. частей души. Разной части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд ограничен выполнением только своих обязанностей. Так же он считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей: Мудрость добродетель правителей и философов. Храбрость добродетель воинов Умеренность – народа. Четвертая справедливость не относится к отдельным сословиям, но является "над сословной”, некоей "державной” добродетелью. Частная собственность и семья - подрывают общество: П. разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение об общности жен и государственном воспитании детей. Подразделяет все гос-ва на 4 разновидности в порядке нарастания "корыстных интересов" в их строе: 1. Тимократия - власть честолюбцев, спартанский образ жизни, по мнению П., еще сохранила черты "совершенного" строя, но здесь заметно стремление к обогащению. 2. Олигархия - четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных. 3. Демократия – усиливает разобщенность бедных и богатых, возник. восстания, борьба за власть.  4. Тирания - нет свободы, живет по прихоти 1-го ч-ка – тирана. С позиции своего идеального государства П. классиф. существующие гос. формы на 2 большие группы: 1.Приемлемые гос. формы 2.Регрессивные – упадочные. 1-е место в группе приемлемых - это его "идеальное” гос-во. К упадочным относил тимократию (Спарта V и VI вв.). Ниже стояла олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Гл. предметом раздражения П. явл. демократия, в кот. он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в антич. Гр. начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. П. считает искусство лишь подражание материальному миру, т. е. неподлинному бытию. Т.о. искусство лишь подражание подражанию. Понимая силу искусства, П. допускал существование его в идеальном государстве. Но оно должно служить религии и укреплению могущества государства. Платон выдвигает ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т. д.), которые способствовали дальнейшему развитию теории искусства

Категория: ФИЛОСОФИЯ | Добавил: Olga (12.07.2011)
Просмотров: 630 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мини-чат
    200

    Copyright MyCorp © 2024      Сделать бесплатный сайт с uCoz