С конца 18 столетия стало очевидно, что
существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Немецкая классическая философия – это
значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она
представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна
Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804–
1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся
богатством идей и концепций. 1. Своеобразным пониманием роли философии
в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие
философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры,
«конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой»
культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. 3. Все представители классической
немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских
дисциплин, категорий, идей. 4. Классическая немецкая философия
разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Первая особенность учений мыслителей,
причисляемых к немецкой классике, — сходное понимание роли философии в истории
человечества, в развитии мировой культуры. Философии они вверяли высочайшую
духовную миссию — быть критической совестью культуры.
Вторая особенность немецкой классической
мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко
разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной
системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные
звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций.
Третья особенность немецкой классической
философии как раз и заключается в том, что благодаря ей господство
метафизического — недиалектического — метода было поколеблено. Именно немецкая
классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу
мышления и познания — методу диалектическому. Тем самым открылись поистине
грандиозные возможности применения диалектического метода.
Четвертый момент, который нельзя обойти,
характеризуя немецкую классическую философию как относительно единое
образование, — это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического
развития. Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории
общества Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к
истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое
развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а
научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности
истории. Законы истории понимались как принципы исторической
"разумности". Последнее, что объединяет немецкую классику в единое
целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована
вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не
просто прокламирует гуманистические принципы но и пыталась проанализировать
противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в
жизнь этих принципов.
|