Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и
постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа
производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких
точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В
рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм,
а человек, как инициативный и деятельный работник. Философия
Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVI—XVII веках,
характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием
экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют
эпохой научной революции. Основной темой философии Нового времени
стала тема познания. Сложились
два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие
источники и природу человеческого знания Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным
источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники рационализма считали,
что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза,
Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения
"подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не
на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную
истинную. Наряду с
позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский
агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в
творчестве Беркли и Юма В 17 веке широкое распространение
получило "юридическое"
мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного
договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства
добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения
исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность.
Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса,
сформировавшегося в Новое время. Новый стиль философствования, где бы его
не применяли - в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Новации
шли рука об руку с ясными и разумными началами познания. Показательна в этом
смысле выработка нововременного юридического мировоззрения. В отличие от своих
античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить
права каждой личности. На первый взгляд, идея юридического
равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственными
и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурдной. Даже
философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать.
Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо
один родится больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди равны по
своим возможностям, но и это не подтверждается практикой. Тем не менее
положение о юридическом равноправии было принято и имело в деле становления
демократического и справедливого общества важнейшее значение. Значительный
вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские
Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек -
продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей
необходимо изменить обстоятельства их жизни.
Философия
"Нового времени" началась с астрономической революции Коперника,
изменившей образ мира. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце.
Кеплер разрабатывает теорию кругового вращения планет. Ньютон подтверждает
многое из этих идей экспериментально. Во-вторых, изменяется образ науки.
Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от
предыдущих теорий. Это еще и новое представление о знании, о науке. Наука
больше не является продуктом интуитивных прозрений отдельного мага. Это знание
открыто всем, достоверность которого всегда можно подтвердить при помощи
эксперимента. В-третьих, научные идеи, поскольку они становятся фактом,
доступным общественному контролю, социализируются.
|