КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Пятница, 03.05.2024, 13:55



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
ФИЛОСОФИЯ [19]
ИСТОРИЯ - СРЕДНИЕ ВЕКА [14]
АРХЕОЛОГИЯ [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гете. В к.18-н.19в. Германия, преодолевая эконом. и полит. отсталость, приближалась к буржуазной революции, «фил. революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал нем. класс. ф-фию как немецкую теорию французской революции. Важную роль в формировании нем. ф-фии сыграли науч. достижения: стали развиваться физика и химия, изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества – все это выдвигало на 1-ый план идею развития, как теорию и метод познания действительности. Основоположником класс. немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И.Кант (1724-1804) ученый. Считал, что решению таких проблем ф-фии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей чел. познания и установление его границ. В учении о познании большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика субъективна, т.к. не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной д-ти потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний. Ф-фия К. не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере. Теория познания и этика Канта (Критика чистого разума): Необходимые условия познания заложены в самом разуме и сост. основу знания. Теор. познания делится на 2 периода: ●В 1-ый период (до нач. 70-х гг.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф-фию природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф-фия  м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука (без обращения к опытным данным). ●Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не м.б. даны в опыте. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Он вводит понятие вещь сама по себе – это объект внеш. мира или весь мир в целом такой, какой он сущ-ет сам по себе . Вещь для нас –образ, явление внешнего объекта мира, сущ-ем в нашем сознании. В результате воздействия "вещей самих по себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Но миру явлений соответствует независимая от чел. сознания сущность вещей – "вещи сами по себе”. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Т.о. мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался: 1.Выяснить источники различного вида знаний - научного и философского;М 2. Выяснить на чем основывается достоверность знаний; 3. Исследовать формы и категории научного мышления.Не разделял безграничной веры в чел. разум, называя эту веру догматизмой. В ограниченности чел. познания он видел опред. смысл: если бы ч-к был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Учение "Критической философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в трактате "Критика чистого разума” – 81 г., "Критика практического разума” - 88 г. и "Критика способности суждения” – 90 г.  Познание начинается с того, что "вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения (материализм). Идеализм К. состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о "вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание  о "ввс”, а только о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. "Ввс” принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Одной из центр-ных проблем ф. Канта явл. проблема чистого разума. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами (сказуемыми) суждения. Существует 2 вида этой связи: 1) В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения, здесь то, что утверждается об объекте уже заведомо содержится об этом объекте пример: все тела имеют протяжённость .в понятии любого тела входит св-ва протяжённости (предикат - имеют протяжение). 2) Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Предикат: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений: 1. Связь предиката с суждением обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) – апостериорные. 2. Эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и не зависящая от него - априорные суждения ( все, что случается имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение. Вопрос о априорных синтетических суждениях он ставит в следующей форме:

1.        Как возможны такие суждения в математике; 

2.        Как возможны они в теоретическом естествознании; 

3.        Возможны ли они в метафизике.

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: 1-чувственность (способность к ощущениям чувст. созерцаниям ) 2-рассудок (сп-ость к понятиям и суждениям ) 3-разум (способность умозакл.-ям доводящем до идеи ). Чувственное познание.  Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике К. рассматривает в учении о формах чувст. познания. Элементы матем. знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях матем. синтез субъекта с предикатом основывается, либо на чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувственного созерцания (время - внутреннего), т.е. это врождённый для ч-ка способ организации и восприятия чувств, впечатлений, получаемых от объектов внешнего мира. Идеи пространства и времени ч-ку  известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, они безусловно всеобщны и необходимы. Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Кант разработал несколько антиномов (неразрешимые противоречия) чистого разума. 1антином – (каждый вкл. в себя тезис и антитезис) пространство и время: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. 2антином – мир не имеет ни времени, ни пространства. 3антином – простое-сложное: всякая сложная субстанция состоит из простых частей – Ничего не состоит в мире из простых частей, всё сложно. 4антином причинность свободы: тезис – всё в мире происходит по з-нам причинности сущ. (свободная причинность); антитезис- нет свободы всё по механич. з-нам природы, всё жёстко определено 5антином – миру необходима безусловная сущность; Нет необходимой сущности ни в мире, ни вне мира. Априорные формы рассудка. Условием апр. синт. суждения явл. категории, кот. связываются чувственные впечатления. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот. рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта., т.е. общие понятия, кот., имеют чисто логические формы, характеризующие только чистое мышление, а не его предмет. Категории даны ч-ку до всякого опыта, то есть априори. Смысл закл. в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей: априори – это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры. По К. ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Условием такого единства состоит в единстве самосознания. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет. естествознания. В основе всех суждений естеств. наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм. и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции  2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет, т.е. оно придает познаваемому предм. ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Мы уверены в сущест–ии объектов 2-х типов: Это-внешнего мира и чел-ого сознания Он делает вывод  :знание об объектах внешнего мира есть отражение образа явления в нашем сознании формируются. Совсем не факт что мы предста-ем о мире и то, что мы имеем. Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.  Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: ч-к поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т.к. ч-к есть явление среди др. явл прир. и в этом отнош. подчинен необходимости. Но ч-к также и нравственное сущ, и принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или "категорический императив.” З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок м.б. моральным только если он совершен из уважения к нравст. з-ну. К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх. постулат или требование "практического разума”. Практический разум --- человек если не приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм. В науке Кант: 1) Разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности – до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. 2) История возникновения и развития Вселенной. 3) Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас, 4) доказал что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение земли. В трактате «Всеобщая естественная история и  теория неба» 1755 обоснов. космогоническая гипотеза.

Категория: ФИЛОСОФИЯ | Добавил: Olga (12.07.2011)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мини-чат
    200

    Copyright MyCorp © 2024      Сделать бесплатный сайт с uCoz