Русская философия является важнейшей составной частью мировой
философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно
и оформилась лишь в XVIII в
Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и
Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только
византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой
довольно богатый культурный пласт.
Рублевская "Троица" является не
только памятником живописи, но и философско-мировоззренческим источником,
своеобразной "философией в красках" Среди первых мыслителей, которые
начали разрабатывать философско-религиозные проблемы, можно назвать митрополита
Иллариона (XI в.). В трактате "Слово о законе и благодати" он
рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения,
считая причиной этих процессов смену форм религии.
Можно выделить эпохи и периоды истории отечественной
философии
Первый период – 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Российская философская мысль
испытывает мощное влияние немецкой классической философии. Но тогда же
осуществляется творчество И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, заложивших основы
религиозной философии и выработавших ее программу.
Второй период падает на последнюю четверть XIX века. Наряду с Ф. М. Достоевским,
Л. Н. Толстым, К. Н. Леонтьевым, Н. Ф. Федоровым протекает творчество Вл.
Соловьева – создателя первой в истории русской мысли философской системы. В
отечественной культуре именно с 60-х годов начинается парадоксальный и болезненный
разрыв. Вторая половина XIX века была ознаменована мощным эстетическим подъемом
и новым религиозно-философским пробуждением.
Третий период, захватывая конец XIX века, составляет эпоху, за которой
утвердилось наименование русского культурного Ренессанса Созвездие ярких имен
представляет философскую мысль этого периода – братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие,
В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, Н. О. Лосский, П.
И. Новгородцев, П. А. Флоренский.
Четвертый период охватывает творчество послереволюционной эмиграции, так называемой
"первой волны”. Некоторые ученые, в числе которых были и философы, покинули
Родину во время гражданской войны, сразу после ее окончания. Среди них – Н. С.
Арсеньев, Н. Н. Алексеев, В. В. Зеньковский, Д. С. Мережковский, П. Б. Струве,
С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов. Особую мету оставил 1922 год, когда были изгнаны
многие выдающиеся представители русской культуры, в том числе философы – Н. А.
Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О.
Лосский, Г. П. Федотов, С. А. Франк. Во время второй мировой войны оказался за
границей С. А. Аскольдов. В лагерях скончались П. А. Флоренский, В. А.
Тернавцев. В результате все виднейшие отечественные философы оказались в
эмиграции
Современный этап развития духовной культуры России характеризуется
возрождение национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на
философском языке конца 20 в., оказывается чрезвычайно созвучной переходному
характеру национальной и мировой истории, подтверждая изначально
зафиксированный профетическии характер Р.Ф.
|