СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ - ФИЛОСОФИЯ - Каталог статей - КОПИЛКА ЗНАНИЙ
КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Воскресенье, 11.12.2016, 08:57



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории раздела
ФИЛОСОФИЯ [19]
ИСТОРИЯ - СРЕДНИЕ ВЕКА [14]
АРХЕОЛОГИЯ [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Социально-антропологическая философия эпохи Просвещения. Гельвеций, Вольтер. Руссо. 

Духовная и культурная жизнь Европы XVIII в. - широкое распрост. идей всевластия человеческого разума. Для Просв. присуща идеологич. и культ. целостность. Ее творческая мощь сказалась на утверждении уже существующих истин. Просветители являлись прямыми  наследниками "научной революции 17 столетия", связанной с открытиями Ньютона, Декарта, Галилея. Ведущая тема Просвещения — тема Разума. В этой ч-кой способности философы усматривали основание для всех перемен в ч-кой жизни. Разум открывал новые возможности. Просвещение тяготело к пониманию разума, крепнущего с опытом. В философии Просвещения разум обрел динамический характер, и воплотил в себе способность к безостановочному движению познания, т.о. разум - неугасающее стремление к истине. Наиболее глуб. след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и Гельвеций. Они были первыми философами атеистами.  Провозгласили два рода сознания: одни верят, другие нет. Хотели установить царство разума на земле. Средство - наука. Технология просветительства: Движение истории связано с движением масс, следовательно, надо массы обучать и воспитывать. Появляются системы гос. образования. (До этого считалось, что массы образовывать не нужно.)  Вольтер,  Руссо, Монтескье и др. критиковали реальное христианство, но оставляли веру в бога - Это Деистическое направление - бог создал мир, а затем не вмешивался. Здесь мысль соц. значимости бога. Вольтер: "Если б бога не было, то его надо было бы выдумать". Дидро, Гельвеций, Гольбах – атеисты (материалисты) религия играет отрицат-ю роль но пологая что сущ-ет первовещ-во. Первовещ-во это сов-ть атом-в, корпускола, которая имеет сво-ва и наука найдет их, что позволит найти подлинное объяснение природы. Провозглашение материального единства мира. "Матеpия – пpиpода” самодостаточны. Все остальное лишь ее модификации (космос, …). 2-й тезис - атрибутивность движения.  Hе было первого толчка от Бога. Идея о структурности мира на основе различных видов движения. Движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. 3-я идея развития мира. Движение в определенных направлениях связывается с характеристиками материи - неуничтожаемость, … Космогинезис, геогинезис, биогинезис, гомогинезис. Находят ископаемые останки. Сознание – функция мозга. Матер-ты склонялись, что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили, что человек живет по закону природы, у человека есть потребности, которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно, не может быть социального равенства, это и хорошо так как соц-ое неравенство стимулирует людей тянуться за более состоятельными, из неравенства следует что труд не одинаково эффективен, есть глупые и умные и т.д. Богатство д.б. основано на труде (не война, не обман и т п ). Богатые должны заботиться о бедных. 2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия. Гельвеций - абсолютная значимость среды обитания. Теория эгалитаризма. Стартует все одинаково, а дальше все зависит от среды. Постулиpуется некая изначальная чувствительность материи. Глухая чувствительность: "И камень чувствует”. С возрастанием чувствительности появляются живые организмы. Его работы обосновывали материализм. Материалисты все сводили к механическому движению. Ч-к есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Ч-к не м.б. свободен в своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он беспомощен пред силами природы и ее законами. Никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире господствует только необходимость. Естественный человек → основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость, зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую среду. Руссо. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил, что он сердцем чувствует бога: нет "за” и "против” бога, это вне разума, это религия сердца. Развитие науки и искусства ведет к развращению человеческой души. В основе всех бед чел-ва лежит развитие науки. Скупость порождает геометрию, спесь - этику, … Народ теряет свой суверенитет. (Египет был завоеван именно в расцвет культуры, Гpеция - то же). Афоризм: "Назад к природе”. Р не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. "Теория общественного договора”: в естественном состоянии (догосударственном) люди были счастливы и свободны. Потом они оказываются в цепях - из-за частной собственности. "Это мое”. Затем идет борьба за ее увеличение, за ее передел, … Устанавливается деспотизм. Мирным способом разрешить эту ситуацию нельзя. Народ восстает, чтобы убить деспота и диктатора. Народ приходит к сознанию того, что единственным сувереном является он сам. Выражение воли каждого. Установление общественного договора, где есть система отчетности власти перед народом. Т.о. Р развивает идею республики, он стоит за коммуны. Управляться коммуны должны выборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Р это возможно лишь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Р предлагает создавать представительные органы власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Р предлаг-т решить проб-му гос устро-ва. Идеи Р были доступны и революция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р. Вольтер: "Идеи правят миром”. Он беспощадно критиковал невежество, духовенство, настаивал на приобщение к знаниям, науке. Не был атеистом, но говорил, что бог все сделал, а жизнь людей определяется их деянием. Существует некоторая универсальная власть. Народ послушанием вынужден ассимилироваться к власти. Мирный прогресс человеческой власти. Писал всемирную историю. Одно общество прогрессивнее, чем другое, если в нем более значительные успехи в науке, искусстве, … Пpогpесс - принцип, позволяющий не создавать пропасти между богатыми и бедными. Отсутствие стремления к завоеванию других народов. Существует общая линия развития истории, без страшного суда и т.п. Идея должна объединить все человечество.

Категория: ФИЛОСОФИЯ | Добавил: Olga (12.07.2011)
Просмотров: 900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Мини-чат
    200

    Copyright MyCorp © 2016      Сделать бесплатный сайт с uCoz