Греческая
литература Архаики
послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным
тематическим богатством и многообразием форм и жанров Получает
широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением
эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных
жанров: элегию, ямб, монодическую, или мелику Особенностью
греческой поэзии архаического гуманистическую окрашенность. Концентрация
героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой
для дальнейшего эпического творчества Одни
греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир
человека, другие пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной
и решить загадку ее происхождения. Гесиод,
который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение
богов", попробовал представить существующий миропорядок историческом
развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному
миру Значительные
перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо
сказываются в литературе. Начало
века закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в
архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия Религия и философия Архаики Традиционная
греческая религия не отвечала духовным запросам современников в ней трудно было
найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует
ли она вообще. Этот
вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой
религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев орфики,
и пифагорейцы верили в бессмертие души орфики,
и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков,
заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии. Фалес,
Анаксимандр и Анаксимен-Мыслители попытались представить всю окружающую их
вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и
саморегулирующейся системы По
греч. понятиям божество – это могущественное существо, но подчиняется высшей
силе – судьбе. Для грека божество близко ч-ку, его конечное назначение помогать
ч-ку. в его трудовой жизни Религия Классики В
первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной идеологии
греков Подъем
классического полиса, победа над персами имели важные последствия для народного
мировоззрения. В
трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в последней
трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. Самые древние божества Аттики Афина и Посейдон
почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе Суний.
Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса Происходит
очеловечение религии, она становится мирской Последняя
треть V в. - определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было
несколько причин: тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы
Пелопонесской войны. Именно
в обстановке упадка старых представлений рождались новые религиозные идеи Театр Древней Греции. Театр
занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный Театр
обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой
обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных
идей и мыслей. Своего
наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах Театр
стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных
граждан Эллады. Трагедия. Античная традиция называет первым трагическим
поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. На
рубеже VI и V вв. трагедия приобретает свой классический облик. На
протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к
упадку Комедия. Рождение
комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, Аттическая
комедия отличалась от сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а
живая современность, злободневные вопросы Способом
осмеяния общественных явлений и граждан служит, как правило, карикатура. Бурная
политическая жизнь Афин давала обильный материал для развития комедии
|