Франки делились на 2 группы – салических, живших у морского
побережья (Северное море), и рипуарских, расслевшихся на восток от реки Масс. Варварские
правды (законы варваров), запись обычного права германских племён
(вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории З.Римской
империи свои королевства. К Варварским правдам относятся: Салическая правда (записана в н.6в.), Рипуарская правда (6—7вв.). Варварские правды отличаются
тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному. Они
испытали и влияние римского права, их объединяет также хронологический признак.
Все Варварские правды были записаны по инициативе королевской или герцогской
власти, они имеют сложную структуру: состоят из отдельных частей
разновременного происхождения (Рипуарская) или, будучи результатом единого
законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами
более позднего периода. Правды представляют собой судебники, в которых
отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют.
Большинство норм касается уголовного права и судебного процесса, но имеются
также нормы, регулирующие имущественные отношения, а также положение органов
возникавшей государственности. Правды в большинстве случаев применялись только
к лицам данного племени. Правды — важнейший источник для изучения общественного
строя складывавшихся раннефеод. гос-в З.Европы. В них отражены различные этапы
переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. В Салической еще
отчётливо выступают черты родоплеменного строя с остатками кровнородственных
отношений. Однако правды свидетельствуют уже о наличии соц. расслоения: в них
наряду с рядовыми полноправными свободными членами племени различаются родовая
и служилая знать, с одной стороны, полусвободные и несвободные люди — с другой.
Но в кач-ве осн. субъектов права выступают ещё рядовые свободные общинники —
непосредственные производители (классы феодального общества ещё не
сформировались). Правды дают возможность проследить переход от земледельческой
общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход
пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап
классообразования и зарождения гос-ва. Для Правд характерна внутренняя
противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и
зарождавшегося феодального укладов. Они представляют собой, с одной стороны,
фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с
др. — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса
феодалов, стремление формировавшегося гос-ва устранить институты родоплеменного
строя или приспособить их к собственным нуждам. По мере упрочения феодального строя
Правды утрачивали своё значение, и к 11 в. в большинстве случаев перестали
применяться.
|