Ренессанс, или Возрождение, - важный этап
в истории философии Само название
говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых
начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не
религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика
оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве
университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения; 3) антропоцентризм и гуманизм. В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который
главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию Философы Возрождения, рассчитывали на
образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную
аудиторию профессиональных богословов. Baжнeйшeй отличительной чертой
мировоззренческой эпохи Boзpoждeния является ориентация на человека. В эпоху Boзpoждeния на передний
план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого
мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Филocoфия
понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философия Возрождения устремлена к
человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и
возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи
Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил
ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом»
устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В центре
гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории
и языка. Общая характеристика философии
Возрождения: важной составляющей гуманистической и возрожденческой мысли были
дискуссии по проблемам морали. По традиции, первым гуманистом считается
Франческо Петрарка (1304-1374). Гуманизм исторически и типологически
определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового
гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право
быть философией. Чeлoвeк в этом мировоззрении истолковывается как
свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Mыcлитeли эпохи
Boзpoждeния, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Oни
верили в Бога, признавали его пepвoтвopцoм мира и человека. Сотворив мир и
человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек
должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в
мире. Гуманизм, (в этой связи показательно
творчество Данте,) ставит вопрос об истинном благородстве человека. Сущность философии эпохи Возрождения -
антропоцентризм: признание
человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания. Ренессансный антропоцентризм не
только не имел, но даже не стремился к созданию аналитической картины
мира, которая задает принцип субъектно-объектного отношения ко всему сущему и
которая в рамках этого отношения строго и систематически артикулируется.
Ренессансному сознанию органически не присуще аналитическое и
системо-созидающее мышление, поскольку оно формировалось и осуществляло себя в
горизонте недифференцированного эстетического континуума, в коем, и прежде
всего в нем, оно искало и находило смысл существования, наконец, образ самого
человека и соответствующей ему образ мира. Вот почему образы человека и мира
приобретали ярко выраженные магические измерения. Над образом человека как
центра и средоточия Вселенной постоянно витал образ мага, способного проникать
в потаенные сферы природы и намерения каждого человека посредством
словесно-знаковой означаемости, символически-живописной изобразительности и
инженерно-практической, сугубо технической изобретательности. Постигая
"таинственный ход" вещей, человек становится и возвышенным поэтом, и
непреодолимым в споре со всем сущим ритором и философом, утверждающим себя в
центре мира с помощью магического "искусства памяти", живописцем,
зодчим и изобретателем, способным не просто записывать слова на бумаге, но
извлекать из самой реальности действенные образы, знаки и символы, воплощать их
в действительности и тем самым создавать новую, живую и открытую для всех, в
силу ее наглядности, "книгу мироздания"
|