Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - ХVI
вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь
окружающий мир - Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в
Римской империи в I - V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и
античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н.э. (в период
между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).Наиболее
яркими представителями средневековой теологической философии являлись:
Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций
(480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм
Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349),
Николай из Отрекура (XIVв.). Можно выделить следующие основные черты
средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего
сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся
Бог); изучению самого по себе космоса, природы,
явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались
творением Бога; господствовали догматы (истины, не
нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о
Самом Себе - в Библии); сглаживается противоречие между
материализмом и идеализмом;человек выделялся из природы и объявлялся творением
Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); провозглашался принцип свободы воли человека
в рамках божественного предопределения; выдвигалась идея о воскрешении человека
из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном
поведении;выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем
воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия
Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; мир считался познаваемым через понятие
Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия
отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в
прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом,
назидательностью, учительством. Основополагающими догматами средневековой
философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно
догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта
Божественной воли;мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;природа не может
творить сама себя; единственным творческим началом во
Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и
всепроникающ;подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное
бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает
самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и
временен;нет четкой границы между Богом и Его творением.Согласно догмату
откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он
Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего
сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь
сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере
Особое место в средневековой
теологической философии занимает проблема добра и зла.
В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных
вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.
Средневековая теологическая философия практически не
противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм Теологическая философия разделяет на: • бытие
(существование) - экзистенцию; сущность — эссенцию.
Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без
бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность
(признаки) должна быть сотворена Богом.
Значение
средневековой теологической философии для последующего развития
философии в том, что она: стала связующим звеном
между античной философией и философией эпохи Возрождения нового времени; сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку
возникла на основе античной философии христианского учения; способствовала расчленению философии на новые сферы
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над
злом и в воскрешение
|